Вы находитесь здесь:  Главная страница >Проекты Гринпис >Токсический проект

Волго-Балтийский тур

В мае 2010 года Гринпис России провел совместную с Гринпис Германии экспедицию по Волго-Балтийскому водному пути. В течение месяца наш парусник Белуга II прошел от Санкт-Петербурга до Москвы и провел исследование российских рек и озер. На основании этих данных мы хотим добиться от властей запрета на сброс в реки неочищенных промышленных стоков, в том числе через систему канализации.


О проблеме

Откуда в реках километры грязи
Ежегодно в реки и водоемы России сбрасываются 17 кубических КИЛОМЕТРОВ неочищенных сточных вод. Вместе с ними, по оценкам Росприроднадзора, в воду попадает более 12 миллионов тонн загрязняющих веществ.

В России есть законы, которые запрещают предприятиям напрямую сбрасывать опасные вещества в водоемы. Тем не менее их сбрасывают, потому что за этим никто не следит: государственный экологический контроль в России находится в плачевном состоянии.

Другая проблема состоит в том, что многие предприятия в стране де-юре бессточные. Стоки у них, конечно, есть, но сбрасываются они не в реки, а в общую систему городской канализации, и ответственность за них несет уже водоканал города. Трудность в том, что отходы каждого предприятия содержат весьма специфические загрязняющие вещества. Их легко извлечь по отдельности, но когда сотни их, смешавшись, попадают в общегородские коллекторы, справиться с ними сложнее – ведь городская канализация рассчитана на очистку бытовых, а не промышленных отходов. Более 70% грязных стоков в Петербурге попадает в реки через коллекторы Водоканала. Похожая ситуация в Москве, Ярославле и других городах. Остановить Водоканал за сбросы нельзя – ведь это система жизнеобеспечения мегаполиса.

Наконец, в России нет регулярного мониторинга опасных веществ. Есть разовые исследования, но по ним не делается никаких выводов и не принимается никаких мер.

Мечта о безотходном производстве
Решение у проблемы есть. Но заключается оно не в строительстве очистных сооружений. Очистка сточных вод, безусловно, необходима, но есть ряд токсичных веществ, которые не задерживаются никакими очистными сооружениями, и многие из них способны накапливаться в живых организмах. К тому же очистные сооружения не избавляют от опасных веществ – они лишь переносят их из воды в отходы очистки. И эти токсичные отходы после захоронения на полигонах продолжают отравлять почву и воду.

Решить проблему можно только одним способом – перестать использовать токсичные вещества, которые нельзя безопасно утилизировать, и заменить технологии, которые приводят к образованию таких веществ. Сегодня практически во всех отраслях промышленности существуют значительно более безопасные технологии, чем те, которые используются в России. Первым шагом на пути к этому безотходному будущему должен стать запрет на сброс опасных веществ не только в водоемы, но и в канализацию.



Цели тура

Мы хотим, чтобы проблему загрязнения наших рек не только признали, но и начали решать.
7 мая 2010 года наш парусник отправился из Петербурга в Москву, а в начале июня вернулся в Северную столицу. На судне была оборудована собственная гидрохимическая мини-лаборатория. В течение месяца российско-немецкая команда исследовала воду российских рек на содержание опасных веществ.

С 2007 года в рамках мы с помощью волонтеров наблюдаем за состоянием Невы и ведем независимый экологический контроль за незаконными сбросами. Благодаря этой работе многие предприятия незаконно сбрасывающие отходы в реки были наказаны, а крупнейший загрязнитель – Водоканал Санкт-Петербург приступил к внедрению системы контроля за сбросами неочищенных промышленных стоков. С помощью экспедиции у нас есть возможность получить данные о состоянии других рек – Ижоры, Сяси, Ягорбы, Кошты, Шексны, Москвы-реки. Предварительные результаты исследования мы представим в преддверии министерской встречи ХЕЛКОМ в Москве, а в конце года выйдет полный аналитический отчет о состоянии участка Волго-Балтийского водного пути между двумя столицами.

Мы сделаем все возможное, чтобы собранные нами данные стали известны российскому правительству, и потребуем от них:

- запретить сброс опасных веществ в систему канализации;
- наладить водный контроль за прямыми сбросами.

Кто такой ХЕЛКОМ?
Наша страна не славится международным сотрудничеством, особенно в сфере охраны природы. Хельсинская конвенция по защите морской среды Балтийского моря – фактически единственный международный договор о контроле за сбросом опасных веществ, в котором участвует Россия. Руководящий орган этой конвенции - министерская комиссия ХЕЛКОМ, в которую входят представители Германии, Дании, Европейского сообщества, Латвии, Литвы, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии.

В мае 2010 года в Москве состоялась министерская сессия ХЕЛКОМ, на которой обсуждались национальные планы по сокращению загрязнения Балтийского моря.

Чтобы остановить загрязнение наших рек, России крайне важно выполнять рекомендации ХЕЛКОМ об опасных веществах. В первую очередь, ввести мониторинг установленных конвенцией приоритетных веществ, начать внедрение наилучших на сегодня промышленных технологий, а также ввести запрет на сброс опасных веществ в сети городских общесплавных канализаций.



Маршрут


Просмотреть на карте большего размера



История Белуги II

«Белуга-II» - первое и единственное судно, сконструированное «с нуля» специально для Гринпис.
Все остальные без исключения корабли флота перестраивали из подержанных судов. Старая «Белуга», к примеру, «работала» пожарным судном. Флагман «Воин Радуги» в прежней жизни был траулером, а «Эсперанца» - российским буксиром. «Белугу-II» ждала, несомненно, та же судьба, но оказалось, что отремонтировать старый клипер в соответствии со строгими критериями Гринпис не намного дешевле, чем построить новый.

Возможность построить собственный корабль Гринпис подарила Ильза Форманн. Свое немалое имущество эта жительница Дюссельдорфа завещала трем природоохранным организациям, включая Гринпис. В честь благотворительницы на корабле установлена памятная доска.

«Белуга-I»
Предшественница «Белуги-2» исправно служила Гринпис целых 20 лет - с 1984 года. Ее команда следила за состоянием европейских рек и не раз помогала наказать виновников их загрязнения. Даже свое название корабль получил в честь рыбы, которая когда-то водилась в реках Старого Света, но исчезла из-за их загрязнения. С конца 80-х годов «Белуга» стала участвовать в кампаниях по ту сторону Атлантики. В 1986 году в рамках программы «Вода для жизни» она полгода провела на Великих американских озерах и Миссисипи. В 90-х «Белуга» участвовала в акциях против затопления британской нефтяной платформы «Брент Спар», боролась с использованием токсичных корабельных красок, а также импортом целлюлозы из канадских девственных лесов. К началу 21 века она достигла преклонного возраста, и ее техническое обслуживание становилось все более и более затратным. В связи с этим было принято решение заменить ее новым судном. А старушка «Белуга» отправилась в германский город Оберхаузен, в новый морской музей Sealife-Centre.

Рождение
К закладке клипера подошли со всей тщательностью. Строительство парусника доверили семейной верфи «Фритьоф Нансен» из города Волгаста на востоке Германии. Она была одной из немногих, кто оказался способен выполнить все наши требования к конструкции будущего клипера. Со стапелей верфи судно сошло в августе 2004 года, заменив собой старенькую «Белугу».

Несмотря на юный возраст, «Белуга-II» добилась не меньших успехов
В октябре 2004 Белуга II отправилась в тур по Балтийскому морю, чтобы остановить разрушительный рыбный промысел с помощью тяговых неводов. В марте 2007 во время заседания Большой восьмерки корабль прибыл в Потсдам и напомнил мировым лидерам о том, что проблема изменения климата требует решительных действий. В августе 2008 для предотвращения тралового рыбного лова в заповеднике “Sylter Outer Reef” в Северном море с борта «Белуги - II» в воду были сброшены сотни гранитных глыб. В результате траловой ловли истребляются не только распространенные виды рыб, такие как камбала и палтус, но и другие организмы, попадающиеся в сети, что приводит уменьшению их численности и снижению биологического разнообразия. В июне 2009 года корабль вернулся в Северное море с проверкой: вокруг гранитных камней бурно кипела морская жизнь.



«Зеленый» клипер

Среди всех кораблей флота Гринпис «Белуга-II» - судно во всех отношениях примечательное. Этот единственный в нашей флотилии клипер был построен специально для Гринпис по самым высоким экологическим стандартам. Белоснежный двухмачтовый парусник с радугой на борту, кажущийся на первый взгляд обычной яхтой, на самом деле - настоящее произведение корабельного искусства.

Судно-«вездеход»
«Белуга II» - единственный в нашей флотилии клипер - парусник с плоским дном и незначительной осадкой. Он не боится мелей и поэтому может свободно бороздить не только морские просторы, но и внутренние воды - каналы и реки. Две мачты клипера легко демонтируются, чтобы судно беспрепятственно проходило под мостами. Помимо парусов, «Белуга-II» оснащена довольно мощным двигателем и без дозаправки преодолевает до 2 700 километров - расстояние от Москвы до Омска.

Некоторые технические характеристики Белуги II:
Общая длина: 33.3 метров
Ширина: 6.2 метров
Осадка: 1.9 метров
Водоизмещение: 115 тонн
Мощность основного двигателя: 183 к/ватт
Максимальная скорость: 9.5 узлов

«Зеленая» от корпуса до мачты
Внутреннее убранство парусника - весьма скромное, ведь львиная доля средств ушла на его техническую оснастку: двигатели, паруса и такелаж. Конструкция «Белуги-II» соответствует самым высоким экологическим стандартам и может служить образцом «зеленого» кораблестроения будущего.

Все деревянные детали корабля изготовлены из FSC-сертифицированной древесины. Двигатели клипера отличаются малым расходом топлива и отвечают повышенным требованиям к составу выхлопных газов. Кроме того, на корабле запрещено использование охлаждающих газов, разрушающих озоновый слой. «Белуга II» оборудована специальным контейнером, в который попадают балластные и загрязненные нефтепродуктами воды, предотвращая их попадание в реки. Все твердые отходы в обязательном порядке утилизируются только на берегу.

Важную роль играют не только материалы и качество топлива, но также безопасность корабля. Корпус «Белуги II» обладает противоударной защитой, а внутри оснащен специальной системой водонепроницаемых переборок, которые в случае аварии автоматически закрываются.



Команда

   Уве Линке,
   капитан


   Бирте Ломан,
   первый помощник капитана


   Стефан Шульц,
   штурман


   Вольф Вичманн,
   руководитель Волго-Балтийской экспедиции со стороны Германии


   Кина ,
   кинодокументалист


   Иосиф ,
   волонтер



Видео